Искусство манга. С улыбкой о серьёзном

Манга (яп. - японские комиксы). Слово "манга" придумал знаменитый художник Кацусика Хокусай в 1814 году для серии своих гравюр. Означает оно "гротески", "странные (или весёлые) картинки". Почти вся манга рисуется и издаётся чёрно-белой. Причин тому несколько - во-первых, это наследие традиционной японской живописи, во-вторых, это значительно удешевляет её производство, в-третьих, распорядок труда мангаки (художник, рисующий мангу, часто он же является и автором сценария) таков, что на цвет времени просто нет. Читается манга обычно справа налево, причиной чему является японская письменность, в которой столбцы иероглифов пишутся именно так.

Первые упоминания о создании в Японии историй в картинках относятся ещё к XII веку, когда буддийский монах Тоба (другое имя - Какую) нарисовал четыре юмористические истории, рассказывающие о животных, изображавших людей и о буддийских монахах, нарушавших устав. Эти истории представляли собой четыре бумажных свитка с рисунками тушью и подписями к ним.

Развиваясь, манга вобрала в себя как традиции японской живописи, так и западные техники. После реставрации Мэйдзи, когда японский "железный занавес" упал и началась модернизация страны, художники также начали учиться у своих иностранных коллег особенностям композиции, пропорциям, цвету - вещам, которым раньше не уделялось внимания, так как смысл и идея рисунка считались более важными, нежели форма. Манга в своём современном виде начала становление во время и особенно после Второй мировой войны.

Во время войны манга служила пропагандистским целям, печаталась на хорошей бумаге и в цвете. Её издание финансировалось государством (неофициально её называют "токийская манга"). После окончания войны, когда страна лежала в руинах, на смену ей пришла т. н. "осакская" манга, издававшаяся на самой дешёвой бумаге и продававшаяся за бесценок. Именно в это время, в 1947 году, Осаму Тэдзука выпускает свою мангу "Shin Takarajima" ("Новый Остров сокровищ"), которой было уготовано произвести настоящую революцию. Этой работой Тэдзука определил многие стилистические составляющие манги в её современном виде. В ней впервые были использованы звуковые эффекты, крупные планы, графическое подчёркивание движения в кадре - словом, все те графические приёмы, без которых нынешняя манга немыслима. "Новый Остров сокровищ" расходится фантастическим для совершенно разорённой страны тиражом в 400 000 экземпляров. За свою жизнь Тэдзука создал ещё множество работ, приобрёл учеников и последователей, развивших его идеи, и сделал мангу полноправным (если не основным) направлением массовой культуры.

Манга по графическому и литературному стилю заметно отличается от западных комиксов, несмотря на то, что развивалась под их влиянием. Сценарий и расположение кадров строятся по-другому. В изобразительной части акцент делается на линиях рисунка, а не на его форме. Рисунок может варьироваться от фотореалистичного до гротескного. Однако мэйнстримовым направлением является стиль, характерной особенностью которого ошибочно считаются большие глаза. На самом деле, важен не размер глаз, а внимание, которое художник уделяет глазам по отношению к остальным частям лица, их детальная прорисованность. Первым в такой стилистике стал рисовать уже упоминавшийся Осаму Тэдзука. Помимо уже перечисленных отличий манги от западного комикса хочется отметить её высокую кинематографичность. Считывание страницы манги происходит за несколько секунд, тогда как обилие текста на странице западного комикса задерживает внимание читателя.

Подавляющее большинство манги в Японии сначала публикуется в толстых (от 200 до тысячи страниц) журналах, которых в Японии существует около полусотни. Это, например, "Shonen Sunday", "Shonen Jump", "Weekly Jump", "Flower Comics". Большинство таких журналов выходит еженедельно, но есть и ежемесячные издания. В просторечии эти журналы именуются "телефонными книгами", так как очень их напоминают и по формату, и по качеству печати. В таких журналах одновременно публикуется сразу несколько (около десятка) манга-сериалов, по одной главе (около 30 страниц) в каждом выпуске. Кроме сериалов, в журналах печатаются и "синглы", то есть, состоящие из одной главы манги и четырёхкадровые ёнкомы. Журналы по своей направленности, как и сама манга, делятся на множество категорий по возрастному и половому признаку - так, например, есть журналы с мангой для юношей и девушек, для мужчин и женщин, для детей. Поскольку основой классификации манги является пол целевой аудитории, поэтому манга для молодых людей и манга для девушек обычно легко отличается по обложке и располагается на разных полках книжного магазина.

Влияние манги в сегодняшней Японии не идёт ни в какое сравнение с влиянием, которое имеют комиксы в других странах - в том или ином виде оно чувствуется почти во всех аспектах современной японской жизни. Манга составляет от трети до половины всей публикуемой в Японии печатной продукции. Она уважаема и как форма изобразительного искусства, и как литературное явление, и, так как авторы манги ничем не ограничены в полёте своей фантазии, существует великое множество произведений самых разных жанров и для всех возрастов.

Наиболее широко за пределами Японии манга представлена в США и Канаде, Германии, Франции, Польше (остальные европейские страны тоже не отстают). В этих странах существует по несколько издательств, занимающихся мангой, и сформирована достаточно обширная читательская база. Хуже всего в Европе манга представлена в России. Первой официально изданной мангой на русском языке была "Ранма 1/2" - известная работа Румико Такахаси. На данный момент существуют всего два легальных и несколько нелегальных издательств, однако, переизданной манги, не уступающей по качеству оригинальной, пока ещё нет, как нет и большого спроса на неё. Поклонники манги в России продолжают распространение этого искусства посредством Интернета. Причем за последний год интерес к манге среди российского Интернет сообщества вырос на несколько порядков, поэтому можно надеяться и на увеличение спектра печатного издания манги на русском языке в будущем. Мы же, в свою очередь, будем продолжать знакомить Вас с этим необычным искусством.



Алёна Кобышева, председатель правления студии

манга и японской анимации «КАВАИ» ЦИБИИВ



Комментарии:

Надеемся, что данные публикации послужат благодатной почвой в развитии и раскрытии вопросов педагогики и использования восточного опыта в деле воспитания детей подросткового возраста. Возраста, «особенно ценного», но... но не оцененного в нашем обществе. А мы с удовольствием Вам в этом поможем.

В.И. Янфа, президент ЦИБИИВ

При использовании материала ссылка на авторов и сайт обязательна! All rights reserved. ©